МОАУ «СОШ № 76»
город Оренбург, Оренбургская область
  • Противодействия преступлений, совершенные с использованием информационных технологий

    На территории Оренбургской области участились случаи хищения денежных средств со счетов граждан. УМВД России по Оренбургской области предупреждает, будьте бдительны, не дайте себя обмануть!
    Противодействия преступлений, совершенные с использованием информационных технологий.

    Хищение под предлогом предотвращения несанкционированного списания денежных средств, несанкционированного оформления кредита, блокировки банковской карты, сохранения денежных средств на резервном счёте.
    Преступники представляются сотрудниками Центробанка, ФСБ, МВД и вводят жертву в заблуждение, сообщая о подозрительных операциях со счетами либо о попытках оформления кредитов. Злоумышленники могут прислать выписки из банка, удостоверения и другие документы с печатями. В итоге предлагают обналичить со своих счетов имеющиеся сбережения либо в отделении банка подать новую заявку на кредит (для отмены предыдущей), и впоследствии просят перевести денежные средства на «безопасный» счет.

    Хищение посредством телефонного звонка под видом покупателя либо продавца по размещённому объявлению на торговых площадках сайтов «Авито», «Юла» и т.п.
    Преступник вводит жертву в заблуждение поясняя, что в связи с нахождением за пределами Оренбургской области лично передать деньги не может и предлагает осуществить сделку дистанционно. Для этого, как правило, лица переходят для общения в мессенджеры, чаще  «WhatsApp», договариваются о получении (отправке) товара с помощью служб доставки (Avito – доставка, CDEK, Boxberry и т.п.), преступники скидывают интернет – ссылку на фишинговые (поддельные) сайты, где жертва вносит реквизиты банковской карты.

    Хищение посредством телефонного звонка под предлогом выдачи кредитов (займов).
    В данной ситуации, до совершения преступления, потерпевший самостоятельно находит предложения в интернет среде о предоставлении кредита, перейдя на фишинговый сайт, оставляет свои контакты. Злоумышленник, под видом работника кредитного учреждения, связывается с жертвой, выманивает реквизиты карты под предлогом оплаты комиссии и распоряжается деньгами через подконтрольные банковские счета.

    Хищение с использованием «фишинговых сайтов» в сети Интернет.
    Как правило это «двойники» сайтов продаж авиабилетов, сайтов интернет - магазинов бытовой техники, электрооборудования и электроинструментов. Различаться такие сайты от настоящих могут в одну букву или цифру. Доменные имена таких сайтов обычно зарегистрированы за пределами РФ.

    Хищение с использованием сети Интернет в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм»), в том числе путём взлома страниц.
    В этой ситуации прослеживается закономерность: в «Одноклассниках» жертвами становятся лица пожилого возраста, предлогом является мнимая выплата всякого рода компенсаций (НДС, доплаты к пенсии и т.п.). Во «Вконтакте» злоумышленником взламывается страница связей потерпевшего и от их имени путём переписки запрашиваются деньги в долг, с указанием реквизитов банковской карты. В социальной сети «Инстаграм» распространены так называемые интернет – страницы продаж вещей, где под видом сделки преступники завладевают реквизитами банковских карт либо вынуждают внести предоплату за товар и не исполняют своих обязательств.

    Хищение посредством телефонного звонка, под предлогом освобождения родственника от уголовной ответственности.
    7. Схема «руководитель». Жертвам мошенников поступают звонки и сообщения в мессенджерах от лица действующих или бывших руководителей. Далее с потерпевшими связываются сотрудники различных государственных структур и сообщают о попытках хищения денежных средств либо о необходимости оформления кредитов, с целью дальнейшего их перевода на «безопасный» счет.

    Весь спектакль с привлечением руководителя нужен злоумышленникам, чтобы вызвать доверие к озвученной информации. Аферисты заранее готовятся к обману и используют утечки баз данных и другие сведения, находящиеся в открытом доступе, с целью реализации персонализированного сценария атаки, вызывая минимум подозрений у жертвы.

                8. «Истекает срок действия сим-карты». Жертве мошенников поступает телефонный звонок от имени сотрудника оператора связи, который сообщает об окончании срока действия абонентского договора, и что для его продления необходимо продиктовать код из смс-сообщения,

    С помощью кода преступники получают доступ к номеру жертвы, а следовательно, к личному кабинету банковских приложений, Госуслуг и других сервисов. Помните, что договор с оператором связи бессрочный!

    9.Хищение денежных средств под предлогом дополнительного заработка в  различных  маркетплейсах  («Озон»,  «Вайлдберриз»,  «СберМегаМаркет»  и т.д.).  В сети  Интернет  потерпевшим  предлагают  заработок  в  сфере  торговли товара и оказания услуг.

    10.Хищение денежных средств под предлогом инвестирования. Часто для обмана мошенники создают сайты, которые сложно отличить от настоящих сайтов брокерских компаний. Прежде всего в таких предложениях должна насторожить высокая доходность.

    Первый шаг этой схемы – заставить человека зарегистрироваться на сайт. Второй – пополнить виртуальный счет, то есть перевести деньги. Иногда, чтобы вызвать доверие, жертве действительно поступает на карту небольшая сумма – якобы дивиденды с акций. Если человек пытается вывести вложения или откажется инвестировать больше, мошенники стараются давить сильнее: рисуют перспективы обогащения, предлагают взять кредит и продать имущество ради быстрого заработка.

    Информация для родителей!

    Как обеспечить безопасность ребенка при использовании интернета и социальных сетей

    В первую очередь необходимо проинформировать ребенка, как о возможностях интернета, так и об опасностях, которые он в себе хранит.

    Объясните ребенку, что в интернете, как и в жизни надо быть осторожным с незнакомыми людьми.

    Расскажите о некоторых правилах поведения в интернете, в том числе в соцсетях:

      1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не размещать в сети и не сообщать незнакомцам личную информацию (номера телефонов, адреса, место работы родителей, номер или адрес школы, любимые места для прогулок).
      2. Не встречаться с онлайн-знакомыми, потому что люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
      3. Не посещать подозрительные сайты или страницы с противоправным контентом. Предупредите о возможных негативных последствиях открытия подозрительной почты, реагирования на рекламные сообщения. Расскажите о возможных видах интернет-мошенничества.
      4. Не все, что можно прочитать или увидеть в интернете – правда. Порекомендуйте ребенку консультироваться с вами относительно полученной им в интернете информации.
      5. В интернете, как и в жизни, необходимо соблюдать правила и нормы поведения.
      6. Обязательно рассказывать родителям о случаях проявления агрессии со стороны других людей или попытках вовлечь в подозрительные сообщества.

    Полезные ссылки!

    Материалы, подготовленные Минцифры России:

    Материалы, подготовленные МВД России:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie